Авиакомпании предлагают билеты по особым льготным тарифам, но предложение применимо далеко не ко всем авиарейсам. Программа, в рамках которой реализуются…
Отмена или задержка рейса: что положено пассажирам, размер компенсации
Если авиакомпания переносит или отменяет рейс, пассажиру положена компенсация за задержку. Как и в каком размере будут возмещены неудобства, зависит от правил перевозчика.
Бронирование и оплата авиабилета на сайте или в приложении «Скайсканер» не займет много времени. Удобные фильтры сразу отсеивают неподходящие по выставленным критериям рейсы. Электронный билет можно не распечатывать, достаточно предъявить его при регистрации на рейс на экране смартфона.
Что делать, если рейс отменили или отложили
Путешествия или деловые поездки, предусматривающие перелеты, всегда планируют заранее. Единственное, чего клиенты авиакомпаний не могут предусмотреть, это неожиданной отмены рейса или переноса по времени. К этому следует быть готовым.
Основные причины отмены рейса:
- погодные условия или стихийные бедствия в аэропорту прилета;
- начало волнений в разных странах, введение ЧС или военного положения, введение ограничений;
- обнаружение дефекта в самолете;
- проблемы у экипажа.
Если рейс отменен за сутки и более, то об этом сообщат по электронной почте или в СМС. Но существуют экстренные случаи, когда об отмене или переносе перелета клиент узнает уже в аэропорту. Как действовать в этом случае:
- Найти представителя компании перевозчика.
- Выяснить причину отмены.
- Получить штамп или квитанцию для дальнейших действий.
Такое подтверждение понадобится при взыскании компенсации за задержку или отмену рейса.
На какие услуги можно рассчитывать, если рейс отложили
Двухчасовая задержка предполагает, что пассажир вправе получить:
- возможность бесплатно позвонить или отправить е-мейл сообщение;
- бесплатные напитки в зоне ожидания.

Когда вылет откладывают на 4 и более часов, то пассажирам положен горячий обед. Если в аэропорту вынужденно задержались семьи с детьми, то перевозчик обязан предоставить доступ к комнате отдыха.
По правилам, отмена и задержка на 6-8 часов предполагает:
- предоставление гостиничного номера с включенным питанием;
- трансфер в отель за счет перевозчика.
На практике эти условия соблюдаются далеко не всегда.
Как получить нормальную компенсацию за задержку
Ситуации, связанные с задержками авиаперелетов, регламентируются законодательством РФ. По закону, каждый час, который пассажир проводит в ожидании, стоит денег. Сумма почасовой компенсации зафиксирована: 25 рублей для внутренних перелетов (но не более 50% от стоимости билета на самолет).

Пассажир может отказаться от отложенного вылета и вернуть полную стоимость билета.
Когда речь идет об ожидании международного рейса, то цены другие:
- 3 часа и более – от 250 евро;
- от 125 до 600 евро – тогда, когда об отмене сообщили менее чем за 14 дней до даты.
Безусловно, задержка или отмена рейса становится для пассажира настоящей проблемой. Компенсационные выплаты за доставленные неудобства – это меньшее, на что может рассчитывать клиент авиаперевозчика.
Следует знать, что правила, по которым рассчитывают компенсацию, регулируются специальными документами. Если для России действует Воздушный кодекс, то в странах Евросоюза подчиняются регламенту ЕС 261. В странах Азии, Африки, а также на территории США действуют законы конкретного государства.
Что положено пассажирам при задержке или отмене рейса: сводная таблица
Для внутренних рейсов по России | Международные рейсы из России | Для европейских рейсов |
Задержка на 2 часа: бесплатные напитки, звонок и пользование электронной почтой | + | + |
От 6 часов: предоставление отеля | + | + |
Причины на стороне перевозчика: 25 руб. за час | + | + |
Отмена рейса: возврат полной стоимости, ваучер, замена рейса без доплаты | + | Отмена за 14 дней до рейса: возврат полной стоимости |
Возможность вернуть потраченные деньги за то мероприятие, на которое не удалось попасть | Возможность получить компенсацию за задержку или отмену до 4150 СДР (1 СДР равен 81 500 руб.) | Отмена за 2 недели и более: выплата компенсации в зависимости от расстояния |
+ | Возможность получить компенсацию за моральный ущерб | + |
На территории США, по закону, пассажиры при отмене рейса могут рассчитывать на:
- обслуживание в аэропорту при задержке от 2 часов (еда, напитки, ночлег);
- выбор другого рейса без дополнительного внесения средств;
- возвращение полной стоимости билета.
В США не предусмотрены компенсации и штрафы. Но в том случае, когда рейс относится к категории международных, можно претендовать на выплаты в рамках Монреальской конвенции, которая также подписана представителями Америки.

Что касается азиатских или африканских стран, то здесь единые правила не установлены. Все зависит от авиакомпании, которая предоставляет услуги перевозчика.
Во всех странах предусмотрена выплата компенсации авиаперевозчиком только в том случае, если рейс перенесен или отменен по вине компании. Если перелет не состоялся по обстоятельствам, на которые авиаперевозчик влиять не может, то пассажир имеет право только на возврат полной стоимости билета, но не на компенсационную выплату.
Как вернуть деньги из-за задержки или отмены рейса: вопросы и ответы
- Что положено пассажиру, если авиакомпания сообщила об отмене заранее?
Пассажир может рассчитывать на один из двух вариантов: вылет другим рейсом или получение компенсации, а также возврат денег или приобретение ваучера, которым можно оплатить будущие поездки.
- Как действовать, если сообщили об отмене в аэропорту?
- Выяснить причину.
- Поставить штамп об отмене у представителя перевозчика.
- Выбрать вариант из списка, который предлагает перевозчик.
- Как оформить перелет другим рейсом?
Чтобы не потерять возможность улететь за те деньги, которые уже были заплачены, необходимо как можно быстрее оформить новые билеты. Для этого следует воспользоваться техподдержкой авиакомпании и перебронировать билет на новую дату по другому маршруту. Также есть возможность выбрать билет с открытой датой или забрать ваучер, который дает возможность оформить новые билеты в течение года.
- Когда истекают сроки оформления возврата или компенсации?
В России действует специальный Воздушный кодекс, согласно которому пассажир имеет право предъявлять претензии или требовать компенсации в течение 6 месяцев со дня задержанного рейса.
- Сроки возврата средств?
Здесь каждая компания действует по своим правилам. Но одно условие неизменно – решение о выплатах компания обязана вынести за 30 дней с момента подачи претензии. Период возврата в России составляет 2-6 месяцев, но не более.
- Что делать, если за время рассмотрения заявки авиакомпания объявила о банкротстве?
В этом случае необходимо как можно быстрее связаться с перевозчиком. Возможно, компания помогает обменять билеты по договоренности с другими перевозчиками. Если обратной связи нет, то пора подавать иск. Обычно компании-банкроты удовлетворяют иски в порядке очереди.